Арита (какиэмон)

Автор: библиотекарь японской манги
Дата добавления: 2023-02-28

В середине 17 века, в 1643 году, мастер Кидзаэмон Сакаида, не удовлетворенный привычной сине-белой палитрой местного фарфора, начал использовать в работе красную эмаль. Кидзаэмона в Японии почитают как одного из создателей знаменитого японского фарфора.

Кидзаэмон, поэкспериментировав с импортной краской, вскоре подобрал аналогичный состав из местных минеральных красителей, позволявший наносить рисунок цвета каки - спелой хурмы.

Мастер не ограничил свою палитру оттенками красного. Он использовал также зеленые, желтые и синие тона, великолепно смотрящиеся на молочно-белом фоне фарфора, иногда оттеняя их тонкими черными точками. Но новый стиль получил все-таки название акаэ- рисунок красным.

Новые цвета потребовали коренным образом изменить традиционную для Ариты систему обжига. В мастерской она стала многоступенчатой. Сначала фарфоровое изделие, покрытое белой глазурью, обжигалось при температуре 2200 градусов. Затем наносился рисунок одним цветом, и снова в печь, но уже при ином температурном режиме. И так несколько раз по числу применяемых красок. Основной мотив декора, свойственный этому мастеру, - цветы и птицы.

Технология цветной росписи, разработанная Какиэмоном, сохранялась в глубоком секрете.

Славу принесла многоцветная роспись, но форму фарфоровых поделок чаще всего определяли купцы, заказывающие партии товара по уже имеющимся образцам. Это были блюда, вазы, кувшины, чайники китайского образца. Иные вазы готовились парными для каминых полок в европейских домах, существовали даже гарнитуры из пяти ваз, заказываемых специально для восточных комнат во дворцах европейских владык и магнатов. Но изделия пользовались огромным спросом и на внутреннем рынке. Они украшали интерьеры княжеских замков и дворцов, дома самураев и разбогатевших купцов. Все чаще драгоценные фарфоровые поделки теряли свое изначальное утилитарное назначение и служили украшениями дома. Блюда выставлялись в нише токонома - своеобразном красном углу японской комнаты.

Постепенно семья Какиэмона отошли от посудной тематики и по заказам европейских купцов стали изготавливать предметы фарфоровой пластики - статуэтки, подсвечники, коробочки для благовоний. При раскопках местной старой мастерской Какиэмона в подвале здания было обнаружено около 850 различных глиняных форм для таких поделок. Сами фигурки из фарфора зачастую готовились большими сериями, но раскраска каждой была строго индивидуальной. Именно в этом проявлялось мастерство, воображение, чувство красоты, свойственное каждому мастеру.

Какиэмон не ставил личного клейма или знака на свою продукцию. Поэтому в течение долгого времени продукция его мастерской, большими партиями закупавшаяся для Западной Европы, Юго-Восточной Азии и даже Индии, именовалась просто японский фарфор.

Надо отметить, что изделия Какиэмона высоко ценились в Европе и их не раз пытались воспроизводить на фабриках в Голландии, Франции, Германии и Англии. В 18 веке продукцию копировали и в Китае.