Японцы внимательны к среде и любят свою природу.
Дата добавления: 2023-01-07
Японию можно считать одной из самых зеленых стран мира. До 70 процентов всей ее территории покрыто лесами. Их сохранение имело и продолжает иметь огромное значение для страны, ведь леса служат естественной защитой от горных лавин и селей, готовых обрушиться в населенные долины после любого сезона дождей. В то же время древесина - излюбленный строительный материал японцев. Деревянные дома ценятся гораздо выше новомодных бетонных. Сами японцы с полным основанием говорят о существовании в своей стране деревянной цивилизации.
Но значение дерева в японской культуре не исчерпывается сугубо утилитарными целями. Издревле дерево относится к числу наиболее важных духовных и эстетических ценностей.
Известно, что древние японцы обожествляли природу. Они считали, что у гор, рек, деревьев есть своя душа, вернее - духи (по-японски ками), выбиравшие эти места для обитания. Люди возносили молитвы к этим вместилищам духов, прося их о защите и поддержке. Обычным приютом для духов в представлениях древних, служили вечнозеленые сосны и клейма японская. Их ветки и сейчас употребляются в синтоистских ритуалах. Древние японцы искали эти символы и божественные образы в самой природе - в скалах, деревьях и воде. Этот взгляд на природу и по сей день составляет суть духовного мира японца.
Красота природы, заключенная в фауне и флоре страны, стала основным источником вдохновения японских поэтов, писателей, художников. Слива и сосна встречаются уже в самых ранних образцах народного поэтического творчества.
Деревья и кустарники занимают важное место и в традиционном цветочном календаре. Январь считается месяцем сосны, февраль - сливы, март - персика, апрель - цветущей вишни, май - азалии, ноябрь - клена, декабрь - камелии.
И в годы средневековья, и сейчас - цветы, птицы, ветер и луна играют основную роль в художественном творчестве японцев. Знаменитая Повесть о Гэндзи характеризуется детализированным описанием природы. Там упомянуто более 100 наименований деревьев, кустов и прочих растений. Специалисты вполне справедливо указывают, что обращение искусства к растительной теме - уникальная черта японского искусства.
Если перелистать только переведенную на русский язык японскую прозу, можно составить своеобразный каталог описаний различных деревьев. Устойчивые сюжеты с деревьями сложились и в живописи. Есть знаменитые шестистворчатые парные ширмы с изображением сосен в туманной дымке, выполненные в монохромной технике художником Тохаку Хасэгава считаются воплощением национального мировосприятия. Другим шедевром являются также парные ширмы с красной и белой сливами работы мастера декоративного направления Корина Огата.